В настоящее время для производства рюкзаков в
основном используют следующие материалы: 1) Авизент (чаще артикулы 5020,
5011 и 5032) - производство РФ; 2) Кордура (Cordura) - разработка фирмы
Dupont, обычно производства Ю.Кореи; 3) Оксфорд (Oxford, polyoxford и т.п.)
- тоже, обычно, корейский; 4) Найлон 600Д и Полиэстер 600Д (Nylon 600D &
Polyester 600D) - разный. Всё остальное, встречающееся на рынке - либо
варианты тканей типа Oxford 420 & Nylon 600D, либо маркетинговые трюки,
обычно связанные с правами (или их отсутствием) на названия. В специальной
литературе много пишут о ткани "Nylon Ballistic" - это материал для кобур и
оружейных чехлов, очень прочный, жесткий и скользкий (чтобы не цепляться мушками
и прицелами). Но у нас в России это пока экзотика, да и цена... очень кусачая, а
главное - не рюкзачная это тряпка, не рюкзачная..! Пришлось как-то работать с
ней - при- мерно как с фанерой.
ИТАК, ПО ПОРЯДКУ! АВИЗЕНТ - Наша
родимая расейская тканюшка. Когда-то разрабатывалась для ар- мии - для
парашютных ранцев, чехлов на технику и т.п. Короче, для замены того самого бре-
зента (Авизент - сокращение, от "Авиационный брезент". За достоверность не
ручаюсь, но такую версию слышал). Авизент - толстый капрон, с очень плотным
переплетением нитей. Раньше выпускался с акриловой пропиткой, было неплохо,
около года назад снова начали делать, но пока о качестве судить трудно - надо
посмотреть. Авизент 5020 наиболее толстый и прочный, он подходит для самых
крупных и нагруженных изделий, авизенты 5011 и 5032 потоньше (сейчас 5011-ого
практически нет), годятся для изделий поменьше, для менее от- ветственных
деталей. ДОСТОИНСТВА - великолепная прочность на разрыв,
удовлетворительный вес, доступная цена, морозоустойчивость (чистый капрон
начинает твердеть только при антарк- тических температурах). НЕДОСТАТКИ -
пропускает воду, при крое края осыпаются, у образовавшейся ды- ры надо
немедленно оплавить края, иначе поползет дальше. Да и внешний вид у изделий...
ну, в общем, ничего, но для особо элегантных изделий, либо для пижонов лучше
поискать что-нибудь другое, например, Кордуру. КОРДУРА- Разработка
фирмы Dupont (USA), тоже для армии, но затем настала ей конверсия. Кордура - это
толстый найлон со специальной структурой нити, с водоотталки- вающей пропиткой и
с полиуретановым покрытием. Обработка ткани проводится в несколь- ко проходов,
поэтому покрытие получается весьма качественным, и держится довольно дол- го.
Кроме того, (по слухам) в нить добавляется до 10% ХБ, в результате чего ткань
оказыва- ется как бы мохнатой, с ворсом. Говорят, от этого увеличивается
стойкость к истиранию (примерно так же действует "мех" на бывшей в употреблении
альпинистской веревке), да и внешний вид, чего уж там, побогаче.
ДОСТОИНСТВА - прочная и красивая ткань, годится для любых изделий,
(посколь- ку выпускается разной плотности, можно подобрать подходящую), хорошая
устойчивость к истиранию, при крое не осыпается, дырки не ползут, обладает очень
приличными водоот- талкивающими свойствами (но это, если качественная пропитка,
а то к нам порой везут вся- кое). НЕДОСТАТКИ - дорогая и тяжелая ткань
(при равной прочности - раза в полтора тяжелее авизента), на морозе пропитка
даже с пластификаторами здорово дубеет (А чего еще, собственно, вы хотели?
Великие Озера находятся на широте Закавказья!). Непромокае- мость тоже оказалась
несколько преувеличенной - есть ведь швы, молнии, карманы и прочие дырочки,
щелочки и отверстьица. Кроме того, опыт показал, что "НЕПРОМОКАЮЩИЙ РЮКЗАК - ЭТО
НЕПРОСЫХАЮЩИЙ РЮКЗАК!" ОКСФОРД Это тоже найлон с полиуретановым
покрытием, но в отличие от корду- ры, ткань значительно тоньше, гладкая и
блестящая. Более известны ткани оксфорд 210, 420 и 840. 210-й - скорее, тентовая
ткань, но из него делают и всякие карманчики и перегородочки. 420-й используют
обычно для мелких рюкзаков, особенно Oxford 420 Ripstop (ткань в ха- рактерную
клеточку). Замечательно подходит для дна палаток, карманов для дуг и усиления
углов тентов. 840-й оксфорд очень похож на кордуру, отличить можно по сильному
блеску и отсутствию "меха". Их часто путают, когда случайно, по незнанию, а
когда и намеренно. ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ - более дешевая альтернатива
кордуре. Упот- ребленные к месту все оксфорды вполне оправдывают себя. По
основным свойствам - где-то сбоку от авизента и кордуры. Главное - точно знать,
чего ты хочешь. НEЙЛОН 600Д И ПОЛИЭСТЕР 600Д (Существуют также 900Д,
1200Д, 2400Д.., эти толще, но хорошую вещь на букву "Д" не назовут!) В общем,
это найлоновая, либо поли- эфирная (лавсановая) ткань с поливинилхлоридным
покрытием. Нить тканевой основы пря- дется из коротких кусочков (так дешевле, но
прочность, увы...), сама основа очень слабая и рыхлая - как марля. Короче, это
то, из чего делают т.н. "китайские" детские рюкзачки - те, что рассыпаются от
одного строгого взгляда. НЕДОСТАТКИ - Очень дохлая ткань, обладает
свойствами хорошей туалетной бу- маги - рвется аккурат по дырочкам шва. При
попытке прострочить два-три раза по одному месту прямо-таки режется швейной
иглой, а посему практически неремонтопригодна. Водо- отталкивающие свойства -
только за счет пластика, который обычно с изнанки, а сама осно- ва замечательно
намокает. На морозе дубеет уже при небольшом минусе, при попытке со- гнуть
изделие пластик покрывается белесыми полосами - микротрещинами. Пластик очень
быстро начинает отслаиваться от основы. Стойкость к истиранию - никакая! Короче
"Д" - оно и есть "Д"! ДОСТОИНСТВА - вроде бы и нет никаких, но почему-то
весь мир шьет из нее всё подряд! А вот почему! Это очень дешевый материал - в
4-6 раз дешевле кордуры (а если кордура со всем своим пакетом сертификатов от
Dupont, то и в 10-12 раз). А так как шьется всё это в задней Азии, то можно
лепить дешевку, которая развалится до того, как выйдет из моды. С большим
прискорбием сообщаю всем заинтересованным лицам, что и у нас в Мо- скве ежегодно
появляются конторы, занимающиеся изготовлением рюкзаков туристического класса (в
первую очередь, по размерам) из шестисотки, видимо, в надежде быстренько зара-
ботать на шестисотый. Так вот, я бы хотел отметить, что это вещи таки разного
качества! Как попытаться различить эти материалы. Эта задача
актуальна ещё и потому, что некоторые, скажем так, бяки-дяденьки регулярно
выдают изделия из шестисотки за кордурные, да ещё по соответствующей цене. А
пред- ставьте себе, что ваш рюкзак дал дуба посреди ледника Федченко? Тут уже не
до злобных мечтаний типа: "Я ему всё скажу! Да я ему..! Да я его..!" Тут бы
живым выбраться! Вы мо- жете сказать, что на Памир и раньше ходили только
профессионалы, знающие, что к чему. Я, вообще-то, тоже думаю примерно так, но
почему начинающие должны мучиться и стра- дать от всяких прохиндеев?
ИТАК, ПРИСТУПАЕМ! Авизент - отличить просто. Он мягче всех
остальных материалов, в изделиях замет- нее усаживание шва, но главное - если
посмотреть на просвет, на яркую лампу, хорошо вид- но очень плотное переплетение
сравнительно тонких нитей, причем черная ткань чаще всего оказывается
бордово-коричневой. Оксфорд - ткань гладкая и блестящая, достаточно
мягкая, пропитка/покрытие тонкое - заметно тоньше самой ткани. Кордура и
600Д - вот их-то различить несколько сложнее, нужны некоторые знания.
Однако, во-первых, у ткани типа «Найлон 600Д» ПВХ-покрытие достаточно толстое,
сопоставимое с самой основой, и при этом либо гладкое, либо имеет накатку -
мелкое рифление, под которым совершенно незаметна структура ткани, в то время
как у кордуры даже под весьма основательным покрытием хорошо просматривается
структура переплетения нитей. Далее, как я уже говорил, кордура имеет хорошую
пропитку, и поэтому не намокает - вода с нее или просто скатывается, или лежит
шариками. Шестисотка намокает - воду задерживает только пластик. Простейший тест
-- капнуть немного воды на лицевую сторону ткани и чуть-чуть подождать -- с
кордуры вода скатится шариками, а на поверхности 600D образуется влажное пятно.
Аналогично эти ткани ведут себя и под дождём. Б) НИТКИ - Лучше всего
для шитья рюкзаков подходят лавсановые нитки (по- лиэфирные) - лавсан прочен, не
гниет, не плавится в игле на быстроходных машинах, мень- ше стягивает швы.
Оптимальными нитками я считаю 70Л и 82Л российского производства. В)
МОЛНИИ - Лучше всего подходят витые рулонные молнии №№ 5, 8, 10. Но- мер
(толщину) и, соответственно, цену надо подбирать, исходя из нагрузки,
приходящейся на данную молнию. Литые, т.н. "тракторные", и металлические молнии
лучше не использо- вать - они больше подходят к одежде, так как в силу своей
конструкции хорошо работают только на прямых, а на изогнутых местах начинают
довольно быстро терять зубья, и от этой цинги никакие лимоны не помогут.
Г) ПРЯЖКИ И ПРОЧАЯ ФУРНИТУРА - Сейчас производится великое мно-
жество разнообразной как рабочей, так и декоративной фурнитуры. В принципе, на
рюкзак пришить можно всё, что угодно, но желательно учесть следующие моменты:
1) Пластик лучше использовать от известных производителей - есть
надежда, что он пона- дежней. Неплохо себя показала питерская фурнитура от
"Апри" и "Снаряжения". Конечно, не "Нексус", да и дизайн так себе, но работает,
особенно "Апри". У "Снаряжения" пластик похуже, они берут толщиной пряжки там,
где другие качеством, но они единственные, кто делает пряжки-самосбросы -
лучшая, на мой взгляд, конструкция для грузовых поясов. 2) В качестве
разъёмных пряжек для походных рюкзаков лучше всё-таки самосбросы - на- дежнее,
нет всяких упругих, точнее, отламывающихся, элементов. Но для более изящных
изделий они, конечно, проигрывают по дизайну. 3) Дилемма "металл -
пластик" трудноразрешима в принципе, хотя известно, что поли- амидные пряжки при
температуре ниже –15оС теряют до 50% прочности и становятся хруп- кими,
УФ-излучение на высотах свыше 3 - 3,5 км съедает за месяц до 70% процентов проч-
ности, а стальные вороненые пряжки в сырости просто ржавеют, так что решайте
сами для себя. Но, исходя именно из этих соображений, я ставлю на походные
рюкзаки сталь, на все остальные - пластик. Д) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДНА
РЮКЗАКА - На мой вкус, дно из тезы (толстый кор- довый капрон с двусторонним
ПВХ-покрытием - материал для тентов автоприцепов, а также байдарок и
катамаранов) лучше всего, но это не обязательно, хотя, конечно, тканевое дно
должно быть усилено вторым слоем ткани. Е) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСТАВОК В
ЛЯМКИ, ПОЯСА И СПИНКИ - В простейшем случае достаточно 8-мм пенополиэтилена
ижевского производства (обычного туристического коврика), иногда добавляется
верхний слой из более жесткой пенки. Идеальным выбором был бы материал толщиной
10-12 мм из трех слоев различной жесткости, но увы...
Источник: http://rusich.moy.su/ |